Концепция космического реализма
12:36 12/04/2018
В канун Дня космонавтики чаще начинают задумываться о глобальных вопросах – развивается космонавтика или стагнирует? Увидим ли мы на своем веку быстро развивающуюся марсианскую колонию или же, в лучшем случае, только несколько новых зондов и марсоходов? Лично у меня есть ощущение, что “караваны ракет от звезды до звезды” и “яблони на Марсе” в 21 веке мы не увидим, но, в общем, это не страшно, и космонавтика – это все равно круто и интересно. И она будет развиваться, пусть и не по экспоненте. А на фоне, с одной стороны, мечтателей без тормозов и, с другой стороны, отчаявшихся и антикосмитов, мне хочется назвать эту позицию космическим реализмом.
Границы экспансии
Древние греки придумали специальное слово для освоенной человечеством части мира – Ойкумена. Какие факторы определяют ее границы? Давайте посмотрим на исторические аналогии.
Обратите внимание, что греческие колонии могут далеко удаляться от собственно Греции, но не уходят в глубь суши. Причина проста – цивилизация Древней Греции опиралась на море и галеры. С отдалением от побережья резко ухудшалась связь с метрополией, которая у греков была на высочайшем уровне – колонии основывались организованно и могли получать помощь от родительского города.
С точки зрения организации инфраструктуры Рим был противоположностью Греции. Римская теллурократия строила дороги, некоторые из них сохранились и используются до сих пор. И карта дорог показывает ограничения возможности распространения Римской империи. На юге располагалась пустыня. На западе – море, и технологий, чтобы его пересечь у римлян не было. На юго-востоке обитали цивилизации, единственные сумевшие найти, что противопоставить непобедимым легионам. Только тяжелая парфянская кавалерия и конные лучники остановили совершенную римскую военную машину. Но что было на северо-востоке? Почему древние римляне не дошли до района нынешней Москвы? Сопротивление варварских племен оказывало влияние, но главной причиной было сочетание климата и доступных технологий. Римские дороги остановились на линии нулевой изотермы января – “линии винограда”. Севернее и восточнее нее ломалось римское сельское хозяйство, а без еды “и ни туды, и ни сюды”.
Перенесемся в современность. На фотографии заброшенный поселок в пустыне Атакама. Это один из самых засушливых регионов Земли, его достаточно часто сравнивают с Марсом, и приборы, такие же, как и на “Викингах”, исследовавших красную планету, не смогли найти здесь жизни. Когда-то там построили примерно 170 поселков, в которых жили шахтеры, добывавшие селитру, но в 1940-х годах появились технологии ее дешевого промышленного синтеза, и людям не было смысла там оставаться. Похожая история произошла с советской/российской Арктикой – когда-то обжитый по геополитическим причинам регион стал резко терять население в условиях изменившейся экономической ситуации. И только сейчас таяние льдов и потенциальная выгода Северного морского пути снова привлекают внимание государств, которое скорее всего выльется в увеличение населения.
Вывод: Границы Ойкумены определяются, главным образом, технологиями и экономикой.