Началась золотая лихорадка для следующего раунда контрактов на военные запуски

22:31 06/03/2023
Комментарии 3 👁 1 295

Credit: SpaceX

Американские военные недавно опубликовали довольно обыденный документ под названием «Проект запроса предложений № 1 по запуску космического пространства в целях национальной безопасности» (“National Security Space Launch Phase 3 DRAFT Request for Proposals #1.” ). По сути, его выпуск является стартовым оружием для следующего раунда контрактов на запуск американских спутников-шпионов, спутников защищенной связи и многого другого.

На кону куча денег. В розыгрыше находятся контракты на запуски на миллиарды долларов, существенно более 10 миллиардов долларов, поскольку военные стремятся заключить контракты на запуск в конце 2020-х — начале 2030-х годов. Сам документ довольно пресный, но в ходе последующей телеконференции с журналистами два полковника США, Дуглас Пентекост и Чад Мелоне, отвечающие за освоение космоса, предоставили массу информации.

Во многих случаях контракты, предлагаемые военными, могут привести к успеху или краху пусковых компаний. Например, после того, как закончился последний раунд торгов на запуски для национальной безопасности, Northrop Grumman прекратила свои усилия по разработке ракеты Omega.

Ниже приведены некоторые выводы, которые мы можем сделать из этой новой информации.

Вооруженные силы США уже давно отстают в поддержке американской индустрии коммерческих запусков.

Например, НАСА заключило свой первый контракт со SpaceX еще в 2006 году, и это финансирование поддержало разработку ракеты Falcon 9, которая сейчас является основой индустрии запуска в США. В 2012 году, после того как SpaceX уже четыре раза успешно запускала Falcon 9, военные, тем не менее, заключили контракт на блок-покупку исключительно с United Launch Alliance.  Министерство обороны застряло в своей монополии.

Поскольку Falcon 9 продолжал летать, а цены существенно ниже United Launch Alliance, это решение стало выглядеть довольно глупо. Поэтому несколько лет спустя программа была изменена, чтобы позволить SpaceX выиграть несколько таких военных контрактов.Однако общий процесс оставался ограничивающим. Во время последнего раунда присуждения контрактов на запуск, известного как Фаза 2, военные наградили только двух победителей. И участники торгов должны были соответствовать ряду очень жестких и сложных критериев, которые исключали все, кроме самых крупных пусковых компаний. В конечном итоге военные выбрали United Launch Alliance и SpaceX . Blue Origin и Northrop Grumman попросили повторить попытку позже.

Фаза 3 программы запуска космических аппаратов национальной безопасности, по-видимому, наконец-то признала бурно развивающуюся индустрию коммерческих запусков в США, и Командование космических систем внесло значительные изменения, чтобы разместить больше компаний. Он создал две линии для участников торгов. Первая будет предназначен для более дешевых миссий и будет открыта для множества новых участников. Вторая линия будет предназначена для самых сложных миссий — более тяжелые и ценные полезные нагрузки отправляются на более труднодоступные орбиты. Это будут миссии с более высокой ценностью, и ракеты должны быть сертифицированы по гораздо более высоким стандартам. Пентекост сказал, что около 30 миссий “Lane 1” будут выделены в течение пятилетнего периода с 2025 по 2029 финансовый год. Эти спутники в основном будут летать на низкой околоземной орбите, и миссии более «толерантны к риску», а это означает, что если ракета взорвется и спутник будет потерян, это не окажет значительного негативного влияния на военные операции.

Цель состоит в том, чтобы дать возможность компаниям, разрабатывающим новые ракеты средней грузоподъемности, принять участие в конкурсе. Это включает в себя Rocket Lab (с ее ракетой Neutron), Relativity Space (с ее транспортным средством Terran R) и ABL Space (которая не назвала и не объявила о транспортном средстве). Компании с более крупными ракетами, такие как United Launch Alliance, SpaceX и Blue Origin, также имеют право конкурировать на “Lane 1” . Скорее всего, будет много потенциальных поставщиков.  27 компаний готовы обсудить эту возможность. Этим компаниям, имеющим ракеты средней грузоподъемности, не нужно будет проходить строгий, требующий большого объема документации процесс и получать «сертификацию» для участия в соревнованиях. Тем не менее, им нужно будет совершить хотя бы одну миссию на орбиту, куда направляется полезная нагрузка, прежде чем они смогут выиграть контракт на запуск. «Требование к одному запуску — убедиться, что мы не заключаем контракты на бумажные ракеты».

Открытие “Lane 1” для гораздо более широкой конкуренции свидетельствует о том, что американские военные действительно готовы осваивать рынок коммерческих запусков. «Несколько факторов сильно повлияли на нашу стратегию, в первую очередь постоянно растущий рынок коммерческих запусков», — сказал Пентекост. Это более традиционная стратегия закупок. Около 40 миссий будут выделены в течение пятилетнего периода, начиная с 2025 года. Это полезные нагрузки, которые требуют от провайдеров запуска самых больших возможностей: возможности работы на сложных орбитах, безопасных помещений для подготовки к запуску и более тяжелых грузоподъемных возможностей. Командование космических систем выберет только две  для этой линии, что разделит миссии в соотношении 60-40.

Крайне важно, что претенденты на “Lane 2”  также должны иметь возможность отправлять полезные нагрузки на все эталонные орбиты для Министерства обороны США.

Delta IV Heavy от United Launch Alliance вскоре будет выведена из эксплуатации после еще двух полетов, в результате чего Falcon Heavy от SpaceX останется единственным коммерческим транспортным средством в США, которое сегодня летает на всех этих сложных орбитах. Тем не менее, ракета Vulcan от United Launch Alliance должна дебютировать в этом году и пройти сертификацию в течение следующих 12 месяцев, и она также сможет отправлять эти полезные нагрузки.

В “Lane 2”  есть небольшая интрига. Blue Origin со своей ракетой New Glenn — еще один вероятный претендент. New Glenn сможет выйти на все эталонные орбиты, но, вероятно, до дебютного полета еще год или два.

Наконец, есть некоторый вопрос о том, будет ли SpaceX предлагать Falcon Heavy, свою систему запуска Starship или и то, и другое. К тому времени, когда эти полезные нагрузки будут запущены, это будет 2027 год или позже, когда SpaceX рассчитывает часто запускать Starship. Но будут ли военные довольны сложным, но чрезвычайно мощным Starship?

Из телеконференции стало ясно, что военные чиновники пытаются поддержать компанию Blue Origin, которая принадлежит основателю Amazon Джеффу Безосу. Командование космических систем рассчитывает выпустить «окончательный» запрос предложений в третьем квартале 2023 года, а затем объявить двух лауреатов “Lane 2”   летом 2024 года. Вполне возможно, даже вероятно, что New Glenn еще не будет запущен когда это решение будет принято.

Тем не менее, Blue Origin по-прежнему имеет право претендовать на статус Lane 2. Как? Потому что к тому времени, когда следующим летом будут объявлены лауреаты, от компании не потребуется запускать свою ракету. Скорее всего, они просто должны будут согласовать с военными дорожную карту, по которой ракета компании будет сертифицирована. Точные причины такого приспособления Blue Origin неизвестны, но, вероятно, базирующейся в Вашингтоне компании не помешает тот факт, что один из сенаторов штата США Патти Мюррей возглавляет комитет сенаторов по ассигнованиям. Несмотря на это, ясно, что Командование космических систем хотело, чтобы соревнование на  “Lane 2”  включало больше, чем просто United Launch Alliance и SpaceX.

Как пройти сертификацию?

Vulcan, например, будет сертифицирован всего после двух коммерческих запусков, оба из которых могут состояться в этом году.

Но есть и другие пути. SpaceX, например, сертифицировала свои ракеты Falcon после трех запусков, что требует меньше документов. «Если у вас меньше рейсов, это означает, что вы должны предоставить нам гораздо больше данных и идей», — сказал Пентекост. Blue Origin также недавно согласилась на процесс сертификации «трех полетов» для New Glenn, но потребуется дополнительная работа, когда компания попытается запустить повторно использованную первую ступень ракеты.

Также есть вариант с шестью полетами и даже вариант с 14 полетами для сертификации. Последний вариант, по сути, означает, что если ваша ракета пролетит 14 раз, она получит сертификат.

Как будут определяться контракты

Для Lane 2 все зависит от производительности, детка. С момента своего создания в рамках программы запуска космических аппаратов национальной безопасности было выполнено 97 миссий, и все 97 из них вышли на намеченную орбиту. Военные хотели бы сохранить этот рекорд.

Чиновники заявили, что с точки зрения рейтинговой системы для участников Lane 2 технические характеристики, способность уложиться в график, готовность системы запуска и более низкий риск — все это факторы, которые важнее цены. Компании будут оцениваться по всем этим факторам, а затем сравниваться друг с другом.

«Цена всегда является фактором, потому что мы хотим быть хорошими распорядителями долларов налогоплательщиков», — сказал Пентекост. «Но если компания приходит с действительно отличным решением, которое может быть немного более дорогостоящим, премия может стоить того, чтобы предоставить эту возможность военному истребителю. Вот что мы подразумеваем под лучшей стоимостью».

Хотя цена является второстепенным соображением, Пентекост явно гордилась тем, что введение конкуренции в запуски программ национальной безопасности привело к снижению цен. Это можно проследить до вступления SpaceX в программу в 2015 году и, в частности, до дебюта ракеты Falcon Heavy компании в 2018 году.

«Мы сэкономили почти 50 процентов по сравнению с прежними ценами на Delta Heavy, — сказал Пентекост. Национальное разведывательное управление запускает в космос самые большие спутники. Таким образом, мы экономим кучу денег на высоком уровне, в то время как нам все еще удается использовать коммерческие цены на низком уровне».

Военные надеются, что, открыв Lane 1, они смогут воспитать еще больше конкурентов для выполнения важных миссий в конце 2030-х годов. И похоже, что у всех новых американских пусковых компаний есть подобные устремления.

«Когда мы разговариваем с Rocket Labs, Relativities, ABL, все они говорят о том, как они переходят от небольших запусков к средним», — сказал Пентекост. «И у всех есть планы подняться еще выше».

Одним из признаков появления новых конкурентов, а также увеличения частоты запусков SpaceX и, возможно, United Launch Alliance, является использование восточных и западных полигонов, находящихся в ведении Космических сил США. Восточный хребет включает в себя мыс Канаверал и Космический центр Кеннеди во Флориде, а также летную базу Уоллопс в Вирджинии. Западный полигон включает в себя базу космических сил Ванденберг и другие стартовые площадки США в Тихом океане.

Данные об увеличении частоты пусков на двух полигонах, а также прогноз на этот год.

Eastern

2021: 31 пуск

2022: 57

2023: 92 (прогноз)

Western

2021: 11

2022: 19

2023: 42 (прогноз)

Этот быстрый рост активности обязательно приведет к конфликтам в датах запуска. Тем не менее, военные помнят, что пусковые компании хотят получать прибыль от запусков для правительства США и коммерческих операторов. Хотя космические силы имеют приоритет в отношении окна запуска, они стараются не использовать этот приоритет в ущерб коммерческим ракетным компаниям.

«У нас есть приоритет, чтобы увеличить коммерческие запуски, но мы не хотим этого делать, потому что знаем, что используем их коммерческий бизнес», — сказал он. «И поэтому мы работаем вместе с НАСА, чтобы убедиться, что никто не пострадал».

Space Systems Command отвечает за «гарантированный доступ вооруженных сил США в космос». Долгое время это означало исключительно запуск спутника на заданную орбиту. Но это меняется.«Доступ в космос — это больше, чем просто полет в космос», — сказал Пентекост. «Это также «Как вы маневрируете в космосе? Как у вас есть космические буксиры, возможности дозаправки, ремонта или маневрирования обломков?» Так что это будет захватывающий период времени. Вы знаете, по мере того, как мы продвигаемся через этот этап, мы должны поддерживать текущие устаревшие системы и текущие возможности, которые у нас есть, и при этом быть готовыми принять все эти новые вещи, которые появятся».

Это говорит о том, что после медленного старта десять лет назад американские военные планируют больше полагаться на инновационные коммерческие космические системы, которые привносят новые возможности. Казалось бы, это благо для таких компаний, как SpaceX, Relativity Space, Blue Origin и других, планирующих разработать полностью многоразовые системы запуска и космические возможности.

Другими словами: внедряй инновации или умри.

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

3 Comments

  1. “несколько лет спустя программа была изменена, чтобы позволить SpaceX выиграть несколько таких военных контрактов” разве не через суд?

  2. Как учитывают перспективы учредителей избавиться от United Launch Alliance?

  3. Все еще впереди:
    “Original Response Date: Mar 17, 2023 01:00 pm PDT
    Inactive Policy: Manual
    Original Inactive Date: Sep 30, 2023”
    Тема с многими неизвестными, под выборы!

Добавить комментарий